Чудо рукотворное
Когда речь заходит о вышивании, у многих автоматически срабатывает стереотип: занятие достойное пенсионеров и домохозяек. Ярлык "мещанство", доставшийся в наследство от эпохи строительства коммунизма, когда за борт "корабля современности" выбрасывались "атрибуты старого мира" от стихов Пушкина до губной помады, навешивался на все, что так или иначе помогало формировать индивидуальность.

Вышивка не случайно оказалась в числе "запретов". Появившись на свет, когда первобытный человек взял в руки рыбную косточку или костяную иглу, чтобы украсить одежду из шкур, цветными камушками и перламутровыми ракушками, она всегда отражала личность того, кто ею занимался. Старинное искусство вышивки не раз переживавшее времена забвения и бурного расцвета, не погибло и на сей раз. Просто "ушло в подполье", чтобы вновь вернуться в третьем тысячелетии в дома, на подиумы, и на страницы модных журналов, которые, кстати, пророчат вышивке особую актуальность в грядущем сезоне.

Ту же точку зрения разделяет Ирина Эдуардовна Чижевская, директор "Фонда Возрождения Санкт-Петербурга", вдохновительница и создательница "Школы петербургской художественной вышивки".

- Мы живем в то счастливое время, - говорит она, - когда дом, наконец-то, стал носить индивидуальный характер.

Не секрет, что любые экономические и политические процессы в обществе отражаются на личности и, как следствие, на личном пространстве. Девяностые годы превратили дом в ярмарку тщеславия, где демонстрировался материальный достаток хозяина. Затем пришел интерес к интерьерам, имитирующим убранство дорогих гостиниц.

Теперь в почете чистота простых линий. Тут-то и наступает время вышивки, как одного из способов "очеловечить" современные, тяготеющие к лаконизму, интерьеры.

Простые формы, возможно, успокаивают, но довольно быстро приводят к эмоциональному истощению. Ведь дом - место, где человек расслабляется и развивается, живет и дышит, творит свой уникальный мир. А старинный обычай украшать жилище вышивкой, не вступая в противоречие с современностью, поможет подчеркнуть простоту форм или смягчить их, расставить акценты и соединить пространство в единое целое, именуемое "дом". Этому во многом будет способствовать и тот положительный энергетический заряд, что несет древнее искусство.

И касалось это самых личных вещей - нижнего и постельного белья, детских чепчиков, крестильных рубашек… За работой думы о любви, замужестве или рождении ребенка переплетались с шелковой нитью, сокровенные мечты ложились прихотливым изгибом узора - женщина "творила оберег".

- А вы знаете, - замечает Ирина Эдуардовна, - на выставках, люди не хотят от нас уходить. Подойдут на минутку и остаются, сами не понимая, почему им так хорошо. Вот попробуйте, подержите над ней руку, - расстилает передо мной полотно с вышитой картиной. - Чувствуете? От нее идет тепло.

Место для вышивки найдется и в офисах, например, в помещении для переговоров. Будет это картина на стене, обивка мягкой мебели или даже рамка для фотографии - присутствие рукотворного очарования вышитых вещей смягчит "деловую агрессию", проявится в более спокойном и дружелюбном общении.

- Вышивальщица - сразу расставляет точки над i Ирина Чижевская, - это не та, что просто умеет "копать" иголкой. Она должна быть подготовлена к творчеству, обладать вкусом, уметь подобрать цвета и оттенки. Это способ самопознания и самоопределения, тяжелый труд, который не иссушает, а наполняет. Вышивание учит мудрости, созерцательности, организованности - нельзя вышивать будучи злым, раздраженным или равнодушным.

Обучение вышивке начинается с уроков рисования. Дмитрий Сергеевич Федоров, заместитель директора "Фонда Возрождения Санкт-Петербурга", с гордостью показывает рисунки пожилых женщин, которые до прихода в "Школу петербургской художественной вышивки" и не помышляли о рисовании. Люди, пришедшие "просто научиться вышивать", получают гораздо больше, чем навыки рукоделья.

Техника вышивки "крест" (именно "крест", а не "крестик"!) похожа на хорошую шахматную задачу - многообразием ходов и стройностью логики. А "гладь" - так это просто живопись с тончайшими переходами цветовых тонов. Есть техника, именуемая "роспись", по виду напоминающая черно-белую графику, и роскошная в своей утонченной красоте "белая гладь"… Всех не перечесть; у каждой свои нюансы, свои, если угодно, черты характера, склонности, темперамент.

- И вот, что особенно важно, - Дмитрий Сергеевич переворачивает вышитую скатерть на левую строну, победоносно глядя на меня. - Видите?

Вижу. Вернее, не вижу: ни узелков, ни переходов, ни стыков, где менялась нить. Изнаночная поверхность вышивки такая же ровная, как лицевая, разве только бледнее. Вот этому действительно надо учиться. И учатся. Молодые, пожилые, скучающие богатые дамы, мамы в декретном отпуске. Есть среди учениц скрипачка, есть и те, чье здоровье или семейные обстоятельства не позволяют работать на производстве.

В распоряжении учеников библиотека, гордость школы. Единственное в городе да, пожалуй, и в России собрание книг, полностью посвященных вышивке. Около двухсот томов: учебные пособия по техникам вышивания, авторские альбомы дизайнеров и художников, работающих с вышивкой.

"Школе петербургской художественной вышивки" около двух лет, подготовка же к ее созданию заняла более десяти лет упорного труда, сбора информации, поиска профессиональных мастеров, воссоздания сложных полузабытых технологий. И все это для того, чтобы возродить почти утраченные традиции петербургской светской вышивки, которая в свое время была возведена в ранг высокого искусства.

В Эрмитаже хранятся образцы вышивки петровских времен: удивительный симбиоз русского мастерства, европейских традиций и сложных техник. Позже, на рубеже XVIII-XIX веков, вышивка прочно заняла свое место в интерьере. Ковры, панно, обивка мебели, чей вышитый рисунок перекликался с орнаментом обоев, росписью потолков, декоративными элементами каминов, стали необычайно популярны. Вслед за ними появились и аксессуары: сумочки, бумажники, табакерки, кисеты, закладки для книг…

В дореволюционном Петербурге действовало более шестидесяти мастерских, которые были не только ремесленными цехами, но и художественными центрами. Многие известные живописцы делали рисунки и эскизы для мастеров вышивки.

Петербургская вышивка - особое явление. Это высокий стиль художественной светской вышивки, сформировавшийся под влиянием Европы и трансформированный благодаря особой творческой одухотворенности города. Изысканные сложные узоры, безупречный вкус и великолепное исполнение позволяют говорить уже не о рукоделии, но об искусстве, пусть и прикладном.

Знаменитые дома вышивки, процветающие в Европе, выявили новую тенденцию в решении самых изысканных интерьеров. Вышитые гобелены и диваны, ковры и панно не "украшают" интерьер, а "определяют" пространство вокруг "ее величества" вышивки. Она живет во дворцах и хижинах, наделенная удивительным свойством, в любом жилище создавать уют и очарование Дома.








Ниже может быть размещена Ваша реклама


Rambler's Top100 Rambler's Top100
Copyright © Chertovy Kulichki Inc      Написать нам: tormany@rambler.ru