Эволюция стула
Не думаю, что ошибусь, если скажу, что самый любимый дизайнерами объект – это стул. Каждый стремится создать СВОЙ стул, некоторые оставляют свой след в истории.… В истории дизайна существуют «великие» стулья, по аналогии с великими полотнами в истории искусства

Итак, стул. Назначение оного понятно каждому – стул должен поддерживать тело человека в сидячей позе. Компоновка достаточно проста – оверхность для сидения на опоре (это обязательно), спинка, подлокотники и все прочее (по желанию). А дальше – остор для творчества. Стульев было придумано великое множество. Самый простой – табуретка, более комфортные – стул со спинкой, с подлокотниками, кресло. Жесткие и мягкие, упругие, складные, вращающиеся, с колесиками, трансформируемые… Еще можно вспомнить специализированные сидения – убоврачебное кресло, или автомобильное, или электрический стул :).

С чего же все это разнообразие началось?

Самым первым стулом была земля. Идеальный предмет мебели – носить с собой не надо, но всегда под рукой. Где хочешь, там и садишься. Но не всегда комфортно – то мокро, то холодно, то козявки донимают. И поза может быть н е совсем удобной, и даже небезопасной – древнему человеку нужно быть очень мобильным. А попробуйте быстро-быстро встать, когда сидите на полу. Нужно было, во-первых, получить сидение не мокрое и не холодное, а, во-вторых, подходящей высоты.

С первой проблемой могла справиться циновка или шкура, постеленная на землю. Зато бревно – ототабуретка – ешало сразу обе проблемы. Бревно – упавшее дерево – горизонтальный цилиндр. Точка контакта тела человека с поверхностью бревна очень мала – обе поверхности выпукло-сферические.

Лучше сидеть на чем-нибудь плоском. А если от бревна кусочек отрезать и перевернуть? Удобно, устойчиво, высоту сиденья можно подобрать по вкусу. Но теряется одно хорошее свойство горизонтального бревна – мобильность. Его можно было просто перекатить на нужное место. А с вертикальным бревном сложнее – для переноски тяжеловато, и неудобно поднимать, для перекатывания нужно сделать много телодвижений – еревернуть, покатить, перевернуть опять. Чтобы сделать сей предмет мебели менее тяжеловесным, из бревна в средней части по вертикали стали удалять лишний материал. Широкими должны оставаться само сидение (для удобства) и основание (для устойчивости), остальное служит только для удерживания сиденья на нужной высоте. В верхней части получилась удобная для захвата форма. Удалить материала можно и больше. Получаются замечательные декоративные эффекты.

Материала под сидением становится все меньше, пока не остаются только ножки-опоры. Но легкость и удобство переноски – это вторичные свойства. А как выполнялась главная функция? Совсем плоская поверхность плохо соответствует изгибам и выпуклостям человеческого тела. Нужно согласовать поверхность сиденья и седалища. Один из способов – менить кривизну, выйти в пространство. Поверхность табуретки можно изогнуть в одном направлении – дать ей форму внутренней поверхности цилиндра. А можно и в двух направлениях – форма будет соответствовать внутренней поверхности сферы.

У такой поверхности есть маленький недостаток – она не индивидуальна. Кривизна поверхности жестко задана. То что для одной попы – комфорт, для другой – мозоли. Как же сделать табуретку удобной для каждого пользователя? Почему бы не поместить между твердой поверхностью и телом объект с изменяющейся формой? Так сказать, «посредника» между сидением и человеком. Это может быть подушка – любой эластичный материал с деформируемым наполнителем. Она изменяет форму точно в соответствии с телом пользователя. Потом «посредника» прикрепили к сидению, чтобы всегда был на месте. И получили прототип мягкого стула и кресла.

Есть еще один замечательный способ согласования формы сидения и тела – циновка. Если ее края закрепить на высоте, а середину оставить свободной, то тяжесть сидящего человека деформирует ее в нужную форму. Устойчивой была X-образная форма основания. Кто-то догадался сделать крепление подвижным, и получилась складная табуретка.

На этом этапе соответствие объекта выполняемой функции стало идеальным. Дальше табуретке функционально развиваться некуда. Меняются материалы, технология изготовления, появляются дополнительные, вторичные функции, свойства и назначения. Меняется форма, меняется образ. Все это внуки и правнуки бревна, когда-то поставленного «на попа».

По материалам
art-eco.ru


Ниже может быть размещена Ваша реклама


Rambler's Top100 Rambler's Top100
Copyright © Chertovy Kulichki Inc      Написать нам: tormany@rambler.ru